Одна из основных тем фейков, которые публиковали украинцы, - коронавирус.
54% украинских пользователей Facebook публикуют фейки и манипуляции. Таковы результаты исследования уровня информационной гигиены украинский в Facebook, которое в августе 2020 провела инициатива «Как не стать овощем».
По данным исследования, в течение лета 13% украинских пользователей соцсети публиковали фейки, половина из которых были отмечены фактчекерамы. Однако пользователи все равно не удалили эти сообщения со своих страниц.
Одна из основных тем фейков, которые публиковали украинцы, - коронавирус. Кроме уже упомянутых конспирологических теорий относительно его происхождения, популярны фейки о вреде ношения масок и отсутствие в них защитных свойств.
Однако фейки - не основная проблема информационной гигиены украинский. Лидируют публикации манипулятивной информации (34%) и ссылки на сайты-мусорник (29%).
Больше фейков и манипулятивных сообщений распространяют на Западе Украины. На юге больше публикуют ссылки на мусорник. На Севере низкий уровень нарушения базовой информационной гигиены. Самый высокий уровень нарушения информационной гигиены на Востоке Украины - там больше распространяют манипуляции. А вот меньше фейков публикуют в Центре Украины.
Согласно исследованию, основные темы сообщений украинский в Facebook - это кулинарные рецепты, картинки природы и цветов, поздравления, шутки, цитаты об отношениях и жизни, фото детей, призыв к защите животных. На этой тематике сформировался отдельный вектор манипуляций - тесты и игры, которые воруют данные пользователей в обмен на сомнительные развлечения. Так, 10% украинский в Facebook опубликовали результаты таких тестов в течение лета.
Такие платформы для тестов указывают, что собирают данные пользователей: электронные адреса, телефоны, фото, тексты, список мест, где побывали, и многое другое.
Большое, однако не ключевое место в сообщениях украинский в Facebook, занимает политика. С августа доминирует поддержка белорусов. Зато информации о местных выборах крайне мало. Не более и сообщений о действиях действующей власти.
При этом лидируют в списке ключевых источников информации для Украинской в Facebook сайты-мусорник. Каждый украинец в среднем подписан на 69 публичных страниц. Проанализировав 68605, волонтерская инициатива «Как не стать овощем» выделили десять самых популярных.
Волонтерская инициатива «Как не стать овощем» в течение августа исследовала соблюдения Украинский базовой инфогигиены в Facebook. Ее нарушениями считались:
публикация материалов со ссылкой на сайты-мусорник - ресурсы, которые имитируют онлайн-медиа. Они публикуют новости, не соблюдая журналиських стандартов, перекручивают и манипулируют фактами, формулируют спекулятивные заголовки;
ссылки на тексты, содержащие манипулятивной информацию;
фейки, в том числе сообщения, которые были замечены Facebook как фейковые или манипулятивные;
тесты и игры развлекательного характера, проходя которые человек дает доступ к своим данным.
Для исследования проанализировали 3000 аккаунтов украинского сегмента Facebook. Каждый аккаунт проходил верификацию, в частности отсеивались боты. Вычесляемое теоретическое статистическое отклонение для приведенных данных без учета дизайн-эффектов не превышает 2,2%.
Напомним, 53% сотрудников компаний не придерживаются информационной гигиены. Такие данные инициативы «Как не стать овощем», которая с января по июнь 2020 исследовала поведение работников 20 крупных украинских компаний в Facebook.
Источник: ms.detector.media