Одна из главных тем фейков, опубликованных украинцами, - коронавирус.
54 % украинских пользователей Facebook публикуют фейки и манипуляции. Вот результаты исследования уровня информационной гигиены украинцев в Facebook, которое было проведено в августе 2020 года по инициативе ′′ Как не стать овощем ".
По данным исследований, летом 13 % украинских пользователей соцсетей опубликовали фейки, половина из которых отмечена проверкой фактов. Однако пользователи не удаляли эти посты со своих страниц одинаково.
Одна из главных тем фейков, опубликованных украинцами, - коронавирус. Помимо уже упомянутых конспирологических теорий о ее происхождении популярны фейки о повреждении ношения масок и отсутствии защитных свойств.
Однако фейки - не главная проблема украинской информационной гигиены. Публикация манипулятивной информации (34 %) и ссылки на мусорные баки (29 %).
Большая часть фейков и манипулятивных постов распространяется на Западной Украине. На Юге больше ссылок на мусорные баки. На Севере самый низкий уровень нарушения базовой информационной гигиены. Самый высокий уровень нарушения информационной гигиены на востоке Украины - самая распространенная манипуляция. И меньше всего фейков публикуют в Центре Украины.
Согласно исследованию, главные темы постов украинцев в Facebook - кулинарные рецепты, картинки природы и цветов, приветы, шутки, цитаты об отношениях и жизни, фотографии детей, призыв к защите животных. Эта тема сформировала отдельный вектор манипуляций - тесты и игры, которые воруют данные пользователей в обмен на сомнительные развлечения. Да, 10 % украинцев в Facebook опубликовали результаты таких тестов за лето.
Такие тестовые платформы указывают на то, что собирают пользовательские данные: адреса электронной почты, телефоны, фотографии, тексты, список посещенных мест и многое другое.
Политика занимает политику, правда, не ключевое место в украинских постах в Facebook. С августа доминирует поддержка белорусов. Вместо этого очень мало информации о местных выборах. Больше никаких и постов о действиях действующей власти.
Заодно список ключевых источников информации для украинцев на сайтах Facebook-мусорных баках. Каждый украинец в среднем подписался на 69 публичных страниц Проанализировав 605 68, волонтерская инициатива ′′ Как не стать овощем ′′ выделила десять самых популярных.
Волонтерская инициатива ′′ Как не стать овощем ′′ в августе расследовала соблюдение украинцами базовой инфог í йени в Facebook. Рассмотрены ее нарушения:
публикация материалов со ссылкой на мусорные сайты - ресурсы, имитирующие онлайн СМИ. Публикуют новости без соблюдения журналистских норм, крутят и манипулируют фактами, формулируют спекулятивные заголовки;
ссылки на тексты с манипулятивной информацией;
фейки, включая публикации, которые были замечены Facebook как поддельные или манипулятивные;
тесты и игры развлечений, прохождение которых дает доступ к своим данным.
Для исследования было проанализировано 3 тысяч аккаунтов украинского сегмента Facebook. Каждый аккаунт был проверен, включая ботов. Образованное теоретическое статистическое отклонение от данных без учета конструкторских эффектов не превышает 2,2 %.
Напоминаем, что 53 % сотрудников компаний не соблюдают информационную гигиену. Такие данные из инициативы ′′ Как не стать овощем ", которая с января по июнь 2020 года исследовала поведение 20 крупных украинских компаний в Facebook.
Источник: MediaSapiens